Работа, поиск работы, вакансии, резюме, подработка на сайте Биржа труда и халтуры
Постоянная работа в штате
ВАКАНСИИ
  добавить | найти
РЕЗЮМЕ
  добавить | найти
Разовая, временная работа
найти | добавить   ВАКАНСИИ
найти | добавить  РЕЗЮМЕ


Работа (на главную)    Статьи о работе     Анекдоты о работе



Работающее резюме, или что нужно для того, чтобы халтура сама искала Вас.

Под халтурой мы понимаем разовую и временную работу, подработку, freelance-заказы.

      

       Добрый день всем!

       Конечно, основной способ поиска халтуры - это отклик на объявления от ХАЛТУРОДАТЕЛЕЙ (тех, кто предлагает халтуру). Но, как показывает статистика нашего сайта, каждый четвертый посетитель Биржи Труда и Халтуры просматривает объявления (резюме) от ХАЛТУРОВЗЯТЕЛЕЙ (тех, кто ищет халтуру). И мы знаем, что не только просматривает эти резюме, но и находит по ним исполнителей.

       Поэтому, если Вы действительно заинтересованы в поиске дополнительных заработков, брезговать размещением своего резюме не стоит. Более того - к его составлению стоит отнестись серьезно.

       Вряд ли могут рассчитывать на получение деловых предложений те, кто обходится в своем резюме всего лишь указанием профессии. И уж тем более нечего ловить тем, кто не просто игнорирует поле "комментарии", а пишет там - "А вам зачем?" Какой логикой руководствуются эти люди, нам понять трудно, возможно, также трудно, как им поставить себя на место человека, который ищет толкового и грамотного исполнителя.

       Действительно, попробуйте поставить себя на его место. У него есть проблема, и ему нужен специалист, который эту проблему может решить. Выбрав в качестве инструмента поиска такого специалиста интернет, человек рискует: здесь нет рекомендаций - как в случае поиска через знакомых, здесь нет авторитета кадрового агентства - как в случае поиска специалиста в штат. Здесь есть только то, что сам специалист захочет о себе сказать. Поэтому, если Вам действительно нужны заказы или подработка, то в своем резюме Вы должны не просто рассказать о себе, а развеять страхи своего потенциального заказчика, убедить его в своей профессиональной состоятельности.

       В своем кратком рассказе о себе Вы должны ответить на два главных вопроса:
       1) КАКУЮ РАБОТУ Вы умеете делать?
       2) НА КАКОМ УРОВНЕ Вы умеете ее делать?

       Что касается первого вопроса...
       Можно, конечно, указать свои общие профессиональные навыки, но наш опыт позволяет утверждать, что более половины людей лучше реагируют на конкретику. Как ни странно, у дизайнера, который напишет, что владеет всеми основными графическими пакетами, меньше шансов на отклик, чем у того, кто перечислит названия всех этих пакетов. Это может показаться странным, но это так. Возможно, это связано с тем, что очень многие заказчики плохо понимают технологию создания конечного продукта, и те вещи, которые Вам как профессионалу, кажутся очевидными, для них таковыми не являются. Вы, как программист или веб-мастер, знаете, что скрипт можно написать на java, vb, perl, а он может спросить у знакомого или прочитать где-то, что скрипты пишутся на perl, и решить, что они пишутся только на perl. Соответственно, и реагировать он будет в первую очередь на те объявления, где указано слово perl. Вы, как профессиональный разработчик баз данных, знаете, что есть разные программы для их создания, а он может ориентироваться на друга, у которого стоит MS Access. Соответственно, и искать он будет "специалиста по MS Access".

       Заказчик может даже не знать, специалист какого профиля ему нужен. Не все знают, что копирайтер - это автор рекламных текстов, и ищут журналистов. Не все знают, что презентации делаются во flash, и ищут программистов или веб-мастеров. Поэтому обязательно перечисляйте те виды работ, которые Вы делаете. Не просто "копирайтер, любые виды работ", а "копирайтер: рекламные тексты, макеты для прессы и наружки, сценарии аудио, видеороликов". Не просто "web-мастер, любые скрипты", а "веб-мастер: скрипты досок объявлений, гостевых книг, форумов, возвратных форм"...

       Если резюмировать все вышесказанное, то можно сказать, что неподготовленный заказчик реагирует не столько на название профессии или вид работ, сколько на конкретные, знакомые ему слова, ассоциирующиеся с этой профессией или работой.

       Конкретика повышает вероятность отклика не только со стороны заказчиков, плохо разбирающихся в сути вопроса. Она также повышает и вероятность отклика со стороны профессионалов в одной с Вами сфере. Медицинская компания, нуждающаяся в услугах переводчика, скорее обратиться к тому, кто укажет в резюме, что он специализируется на переводах медицинской тематики. Издание или сайт, посвященные работе, в первую очередь отреагируют на резюме того, кто напишет, что сотрудничает с изданиями по трудоустройству. Для продвинутых заказчиков указание специализации вообще является дополнительным плюсом в пользу Вашего профессионализма. Они очень часто и обращаются к услугам сторонних специалистов именно потому, что могут признать: их профессионализма в конкретной узкой области недостаточно. Так что если Вам нужна именно эта категория заказчиков, не пытайтесь представить себя мастером на все руки. Это их только оттолкнет.

       Если же Вы все-таки считаете, что можете на достойном уровне выполнять работу в различных сферах, имеет смысл потратить несколько лишних минут, чтобы составить и разместить мини-резюме отдельно для каждой своей специальности.

       После того, как вы ответили на вопрос о том, ЧТО Вы умеете делать, Вы должны убедить своих потенциальных заказчиков в том, что ВЫ УМЕЕТЕ ДЕЛАТЬ ЭТО НА САМОМ ВЫСОКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ.

       Что здесь может работать на Вас?

       Опыт работы.
       Здесь мы имеем в виду не подробный перечень мест работы, а количество лет, которое Вы посвятили своей профессии. Его всегда указывают при поиске постоянной работы, и очень редко - при поиске заказов. А зря. Если он у Вас приличный, это хороший аргумент в Вашу пользу.

       Образование.
       Этот факт профессиональной биографии - именно так! - опять же почему-то игнорируется теми, кто ищет халтуру. Между тем в каждой профессиональной сфере есть ВУЗы, которые котируются очень высоко и факт получения их диплома является для заказчика свидетельством наличия определенных профессиональных знаний. Можно долго и нудно убеждать человека в том, что вы хорошо знаете иностранный язык, а можно просто написать, что Вы - выпускник МГИМО или Института военных переводчиков. Вопрос тут же будет закрыт. Конечно, если вы действительно выпускник МГИМО.

       Ученая степень.
       Еще один аргумент в Вашу пользу. У кандидата или доктора наук больше шансов получить интересующий его заказ. Таким специалистам любят заказывать материалы специализированные издания. Их чаще приглашают для консультаций. То же самое относится и к экспертам в различных областях. Естественно, что ценность представляет только звание эксперта, являющееся следствием обширных профессиональных знаний и подтвержденное фактом работы в признанных экспертных или соответствующих уровню экспертных организациях. Хотя мы знаем примеры, когда магическим образом действовала и простая фраза на визитке "эксперт в сфере"...

       Место работы.
       Оно тоже может являться свидетельством Ваших серьезных профессиональных навыков. Заказчик, которому требуется настроить сервер, скорее среагирует на резюме специалиста, который напишет, что работает (или работал) в штате крупного провайдера или системного интегратора. А тот, кто ищет дизайнера, отдаст предпочтение человеку, который укажет местом постоянной работы известное дизайн-бюро. Если по причинам конфиденциальности Вы не хотите указывать свое место работы, обойдитесь без конкретного названия, но уровень и положение компании на рынке (крупный провайдер, одно из ведущих дизайн-бюро) все-таки обозначьте. Да, и при встрече с заказчиком, если таковая состоится, все-таки не забудьте дать ему визитку, конкретизирующую место Вашей работы. Скажем так, это несколько растопит лед недоверия.

       Профессиональные награды.
       Трудно выиграть что-то, будучи профаном. Думаем, так рассуждаем не только мы, но и Ваши потенциальные клиенты. По крайней мере, у одного из авторов этих строк была возможность в этом убедиться: после того, как он однажды выиграл довольно заметный профессиональный конкурс, у него отпала необходимость торговаться и доказывать свою профессиональную состоятельность.

       Перечень клиентов.
       Чем он серьезнее (не по количеству, а по наличию звучных имен), тем выше Ваше профессиональное реноме. Правда, длинный перечень солидной клиентуры способен отпугнуть маленьких заказчиков, они могут посчитать, что Вы для них слишком дороги. Так что, если Вас интересует работа с этой категорией заказчиков, имеет смысл вместе со списком "звездных" клиентов указывать и цены на свои работы, чтобы человек сразу мог составить представление об уровне Ваших гонораров.

       Сертификаты.
       Они хороши тем, что Ваш профессионализм подтверждается не Вашими словами, а документом вызывающего доверие сертификационного центра. На Западе сертификация - это целая индустрия бизнеса, в том числе и сетевого (мы обязательно расскажем о подобного рода сайтах).

       Рекомендации.
       Если устные рекомендации существуют в нашей стране еще со времен "я от Иван Иваныча", то письменные, особенно если речь идет о разовых или периодических заказах, представлять (и просить) как-то не принято. А зря. Их наличие серьезно облегчает начало разговора. Да и выставлять свою цену становится проще. Так что если Ваш заказчик доволен Вашей работой, не бойтесь попросить у него письменную рекомендацию. И не бойтесь потом ее показывать. Поверьте: это работает! Разумеется, в самом мини-резюме не стоит цитировать их текст. Достаточно указать сам факт их наличия. И возможность предоставления при личной встрече. Кстати, на западных сайтах по поиску халтуры, заказов и подработки (Вы можете ознакомиться с ними на нашей странице ссылок) по окончании работы заказчик выставляет исполнителю оценку, которая также является формой рекомендации.

       Ссылки.
       Здесь мы имеем в виду ссылки на Ваши работы, проекты, авторские материалы, публикации, книги. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его работа. Понятно, что в мини-резюме нельзя вместить всю эту информацию, но дать ссылку на страничку, где она представлена более детально, стоит. По большому счету, Ваше мини-резюме должно быть приглашением зайти на Вашу профессиональную страничку, где у Вас будет возможность рассказать о себе подробно и представить свои профессиональные навыки в максимально выгодном свете. Для тех, кто живет заказами, собственная профессиональная страничка - это просто необходимый рабочий инструмент. Очень часто это мини-ресурс, где автор не просто рассказывает о себе, но и декларирует свой профессиональный подход, рассказывает о тонкостях и секретах профессии, отвечает на вопросы, на конкретных примерах разъясняет, что в той или иной работе хорошо и что плохо, тем самым демонстрируя свои профессиональные навыки. Мы обязательно расскажем о примерах удачных профессиональных страничек в одном из выпусков нашей рассылки.

       Что еще?

       Контактная информация.
       Е-мейл, конечно, замечательное изобретение человечества, но многие еще не оценили его достоинства также, как достоинства телефона. Поэтому лучше не игнорировать последний в контактной информации. Еще лучше, если это будет сотовый телефон. Заказчики, у которых есть выбор среди нескольких исполнителей, просто не будут тратить время на то, чтобы дозваниваться Вам, особенно, если работа нужна им срочно. Сотовый телефон хорош и в ситуациях, когда нужно сохранить конфиденциальность - например, если Вы не хотите, чтобы на вашей основной работе знали о том, что Вы подрабатываете на стороне.

       Цены.
       Мы рекомендуем указывать что-то более конкретное, чем "цены договорные". Это более прерогатива заказчика, когда он сам размещает объявление. Когда же он просматривает объявления соискателей, ему нужна конкретика - она экономит время и позволяет составить представление об уровне цен на данную работу. Понятно, что сложность работ бывает разной, поэтому имеет смысл указывать вилку цен или хотя бы "цены от"... Указание конкретных цен позволяет также отсечь ненужную или несерьезную для Вас аудиторию - если Вы берете высокие гонорары.

       И последнее.
       Все описанное выше - это элементы технологии. Но никакая технология не способна заменить вдохновения. У нас есть знакомый программист, который составляет свои предложения только тогда, когда у него есть хорошее настроение и желание работать. И хотя он всегда использует одни и те же факты своей профессиональной биографии, каждый раз это новое объявление. И каждый раз на него откликаются разные категории заказчиков. Видно, в свои резюме он добавляет что-то свое, что-то такое, что читается только между строк, передается помимо смысла.

       Попробуйте и Вы. Это поможет Вам найти со временем то свое объявление, которое будет работать максимально эффективно.