Постоянная работа в штате ВАКАНСИИ добавить | найти РЕЗЮМЕ добавить | найти |
Разовая, временная работа найти | добавить ВАКАНСИИ найти | добавить РЕЗЮМЕ |
|
|
Добрый день всем! Тендер (конкурс, если по-русски) любят проводить все, кому не лень. Иногда кажется, что скоро и цыганки начнут проводить тендеры на лучший текст "Сами мы не местные"…. Особенно это явление распространено в тех сферах, где нет четких критериев оценки, и при принятии окончательного решения в пользу того или иного исполнителя заказчик ориентируется на свои вкусовые пристрастия - в рекламе, дизайне, web-дизайне. История проведения тендеров насчитывает уже лет десять, и за это время нами (а сия массовая зараза в свое время не миновала и нас) накоплен большой опыт, осмысление которого, надеемся, принесет вам пользу и убережет от ошибок. Итак, заказчик объявляет тендер, победитель которого получит заказ, гонорар и "что у них есть еще там". Скажем сразу - половина из них и не собирается выполнять своих обещаний. Вторая половина искренне верит, что заплатит. В реальности платят единицы. Вот о том, как вычислить эти самые единицы мы и поговорим. В сферах, где тендеры проводятся уже давно, например, в рекламной, правила проведения тендеров все время эволюционировали. И если в свое время было достаточно безадресного факса, чтобы заставить творческих сотрудников агентства работать по ночам, то сейчас серьезные агентства (или серьезные исполнители, если речь идет о тех, кто работает как freelance) уже наигрались в тендеры. Поэтому они или не участвуют в тендерах вовсе, или отделываются работой, сделанной левой пяткой. Столкнувшись с ситуацией, когда уважающие себя профессионалы не готовы бежать по первому свисту, а на призыв поучаствовать в тендере откликаются только никому не известные фирмочки и любители-дилетанты, компании, заинтересованные в качественной работе, вынуждены были переосмыслить свою роль в процессе мироздания и учесть интересы тех, кого они до этого безбожно эксплуатировали. Так появились оплачиваемые тендеры: победитель по-прежнему получает основной гонорар, но всем остальным участникам в любом случае выплачивается некоторая оговоренная сумма - за участие. Понятно, что при таких условиях на тендер с улицы не приглашают, заказчик, заинтересованный в качественной работе, сам находит и отбирает исполнителей. Тем не менее, как большая мода рано или поздно находит свое отражение в моде массовой, так и правила игры, возникшие в большом бизнесе, доходят до маленького. И сейчас уже даже небольшие компании начинают объявлять оплачиваемые тендеры. Конечно, гонорары здесь невелики, но зато и правила более демократичны (предварительный отбор, например, проводиться не на основе раскрученности имени, а на основе, скажем, портфолио). Можно констатировать, что оплачиваемые тендеры - это самая цивилизованная на сегодняшний день форма их проведения. И это тендеры, в которых можно участвовать (если, конечно, вас устраивают финансовые условия). Вот почему все чаще и чаще можно встретить резюме профессионалов, работающих как freelance, которые пишут в информации о себе - " в неоплачиваемых тендерах не участвую". Но хоть оплачиваемые тендеры и встречаются все чаще и чаще, основную массу по-прежнему составляют тендеры неоплачиваемые. Наш опыт показывает, что участие в них - бесполезная трата времени и сил. Как-то, будучи freelance, один из авторов этой статьи сел и посчитал, какие работы по шкале "вложенные усилия -финансовая отдача" дают наименьший результат. И сухие цифры сказали ему, что 90% своего времени он тратил на участие в тендерах, и это приносило ему 10% от всех доходов. Выводы из этой арифметики последовали незамедлительно, и жить стало ох как проще - ведь 90% усилий, тратившихся до этого на ерунду, были направлены на поиск куда более финансово оправдываемых схем работы. Сейчас, зная всю кухню, мы понимаем, что в данной арифметике нет ничего удивительного. Она имеет свои, вполне очевидные причины. Первая из них состоит в том, что заказчик, который проводит тендер, как правило, не знает, чего хочет. В этом случае вы играете в игру "угадай мелодию", причем основным препятствием на пути получения гонорара являются отнюдь не мелодии других исполнителей, а мотив, который звучит в голове клиента. Мотив, который он никак не может внятно выразить и поэтому просит всех, кого сможет найти, проиграть ему всевозможные мелодии в надежде услышать ту, которая звучит в его не сознании даже, а в подсознании. А вот это уже к психиатру! Вторая причина вытекает из первой. Она состоит в том, что прикладное творчество невозможно эффективно продавать само по себе, в отрыве от тех задач, для которых оно создается. Пока у клиента нет четких критериев оценки, пока он не понимает, зачем все это нужно и как это работает, шансы продать дизайн или креатив крайне невысоки. Против аргументов "нет, это не то" или "мне не нравиться" нет защиты. Поэтому, скажем, в серьезном рекламном агентстве с клиентом, пусть даже и объявляющим тендер, работает целая команда специалистов. С ним встречаются, изучают проблему, узнают массу информации о товаре, его свойствах, конкурентных марках, ситуации на рынке, после чего разрабатывают стратегию продвижения, медиа и креативную стратегию и т.д. И лишь в самом конце в дело вступают творческие работники. И их работа уже не существует сама по себе, а является финальной частью некого общего комплекса. И именно поэтому эта работа защищаема. Ведь она оценивается не по принципу "нравится-не нравиться", а по принципу "решает - не решает задачу", "работает - не работает". Если вы работаете без команды, вы строите здание без фундамента. Вернее, фундамент будет сам по себе, в голове у клиента, а ваша надстройка - сама по себе. Сами понимаете, денег это не дает. Третья причина опять же тесно увязана с двумя предыдущими. Для того, чтобы работать грамотно, от заказчика требуются мыслительные усилия и финансовые затраты. Но зачем это нужно клиенту, если ему достаточно свистнуть, и набежит куча народу, готовая работать за обещание? Без гарантий, без четкой постановки задачи, без выработки неких правил игры и критериев оценки. Поймите, для подрядчиков и субподрядчиков вы - бесплатная рабочая сила. Если вы работаете с агентством, то оно имеет возможность предлагать дизайн и креатив и не нести никаких дополнительных расходов. Примет клиент работу - заплатят и сами заработают, не примет - ну и ладно, расходов-то никаких. Если вы работаете непосредственно с клиентом, он тоже полностью защищен - не нравиться, и все тут. И так с одним, со вторым, с третьим. Приди он в серьезное агентство, оно бы не позволило так с собой обращаться, попросило бы предоплату, ограничило бы количество предлагаемых решений, да еще и сказало бы в случае проблем - вот задание, вот работа, как просили, так и сделали. На самом деле есть еще масса других причин, по которым не стоит участвовать в тендерах, но и тех, которые мы перечислили, вполне достаточно для того, чтобы понять - дело это неблагодарное. И все же, несмотря на вышесказанное, мы назовем и две причины, которые хоть как-то оправдывают участие в тендерах. Первая.
Вторая.
Правда,
соотношение 1 из 10 вполне можно скорректировать до более приемлемых
величин. Но об этом - в следующей статье. |
|
|
|
|